ГлавнаяНовостиКонтактыОбратная связь

Конструкции фундаментов и якорей АМС


Для установки ствола мачт и закрепления в грунте башен применяют чаще всего ступенчатые бетонные фундаменты, которые армируют стальными стержнями, если размер подошвы превышает 6 м.

При слабых или пучинистых грунтах применяют железобетонные фундаменты в виде плиты и колонны.В скальном грунте взрывами небольшой силы образуют котлован, слегка расширяющийся книзу, куда ставят закладную конструкцию и бетонируют враспор. В монолитном — без трещин — скальном грунте конструкции можно закреплять на болтах, зацементированных в пробуренное отверстие диаметром в 3-4 раза больше диаметра болта.

Опорные части мачты — опорный шарнир или арматуру изолятора — часто устанавливают на стальную плиту, которую для удобства монтажа ставят на нижние гайки заложенных в массив фундамента анкерных болтов. После выверки плиты с помощью этих гаек её закрепляют верхними гайками, а затем подливают под неё высокопрочный (марка 150 и выше) бетонный раствор.

Башни закрепляют в фундаменте на болтах, выпущенных из закладной конструкции или с помощью промежуточного опорного башмака.

Наиболее рациональными типами фундаментов в вечномёрзлых грунтах являются фундаменты из сборного железобетона или свайные. Перед забивкой сваи грунт оттаивают паровой иглой (труба небольшого диаметра, погруженная в грунт, через которую подают пар), после чего забивают сваю, которая в этом случае идёт легче. Поверх сваи устраивают ростверк, на который опирают мачту или башню.

Для закрепления оттяжек мачт в грунте применяют разнообразные якоря, или, иначе называемые, анкеры, которые по-характеру работы можно отнести к двум основным группам: к первой группе относятся якоря, в которых нагрузка от оттяжек уравновешивается весом конструкции и грунта, расположенного на уступах якоря; ко второй группе — якоря, в которых выдер-гивающая сила уравновешивается в основном силой сопротив¬ления грунта срезу (сдвигу) и силой трения грунта по боковым поверхностям земляного тела при его выпирании. К первой группе принадлежат массивные якоря, ко второй — якоря в виде плиты с тягой. Ребристые якоря типа подпорной стенки сложнее в производстве, имеют меньший объём бетона, но требуют больше стали для их армирования.

Одним из экономичных типов является якорь, состоящий из железобетонной плиты и стальной тяги, направленной по равнодействующей усилий натяжения оттяжек. Такие якоря применяют для закрепления оттяжек деревянных мачт. На нагрузки в десятки тонн применяют якоря такой же конструкции, но плиту и стальные тяги выполняют больших размеров. При этом плиту бетонируют наверху, а затем опускают в проектное положение. В сухих грунтах её бетонируют на месте — в наклонном положении. После установки тяги болты защищают от коррозии бетонировкой по стальной сетке, а тягу покрывают два раза горячим битумом по холодной подготовке. Недостатком этого типа якоря является необходимость бетонирования на месте расположения якоря и затруднения, возникающие при установке тяги в заданном направлении и с требуемой точностью.

Плиту якоря выполняют также из нескольких плит и балок сборного железобетона, что освобождает от бетонных работ на месте.

Одним из наиболее прогрессивных типов является якорь в виде одной или нескольких гладких или винтовых свай, соеди-
нённых с помощью железобетонного ростверка или стальной детали-коромысла — в единую конструкцию. Свайные якоря удобны при закреплении оттяжек в вечномерзлых грунтах при высоком стоянии грунтовых вод якорь делают в виде железобетонного ящика с небольшим заглублением его подошвы. Ящик заполняют битуминизированным или асфальтированным сухим грунтом, чтобы предохранить конструкцию от разрушения при замерзании грунта в ящике.

Одной из удачных конструкций является якорь, наклонная тяга которого заделана в бетонный массив шаровидной формы, заглублённый в грунте. Предварительно взрывом или механическим способом образовывают в грунте полость, которую затем по обсадной трубе заполняют бетонным раствором.

Для облегчения монтажа в якоря закладывают дополнительные детали и делают запасные отверстия в основных закладных частях, позволяющие закреплять вспомогательные оттяжки, блоки полиспастов для натяжения постоянных оттяжек. Такие детали полезны для монтажа и в фундаментах мачт и башен.

В тягах и закладных деталях для крепления оттяжек предусматривают подгоночные звенья, облегчающие исправление ошибок в длине оттяжки, которые могут быть обнаружены при на¬веске (монтаже) канатов.

Такие детали полезны также для исправления ошибок величин предварительного натяжения оттяжек, вызванных осадками якоря вследствие плохой засыпки грунтом пазух или другими причинами.

Источник: Антенно-мачтовые сооружения. Савицкий А.Г. - М. 1962г.


21.12.2009

Архив новостей