ГлавнаяНовостиКонтактыОбратная связь

Материалы, используемые для строительства АМС


Радиомачты наиболее часто изготавливают из малоуглеродистой стали обыкновенного качества (ГОСТ 380—60). Для рассчитываемых по прочности элементов конструкций применяют сталь марки В. Ст. 3 (кипящую) как более дешёвую, но удовлетворяющую всем требованиям строительства в районах с не очень низкими расчётными температурами воздуха (не ниже минус 30°С). Механические детали оттяжек мачт, а также конструкций, предназначенных для установки при расчётной температуре ниже 30° С, изготовляют из стали марки В. Ст. 3 (спокойная), низколегированной и других марок.

Конструктивные элементы, лестницы, площадки и прочие вспомогательные и нерассчитываемые детали изготовляют из мартеновской стали марки Ст. 0, марок Ст. 3 и Ст. 3 кп (кипящая) и бессемеровской. Тяжело нагруженные элементы: оси, цилиндрические шарниры и т. п. изготовляются из мартеновской стали Ст. 5, сварка которой, однако, затруднительна.

Низколегированную сталь, прочность которой примерно на 40% выше стали обыкновенного качества, применяют в тяжело нагруженных элементах или в конструкциях, подвергающихся частым вибрационным нагрузкам, а также предназначенных для установки в районах с очень низкими температурами воздуха — 40° С и ниже.

При заказе стали для ответственных конструкций и высоких мачт требуют дополнительных гарантий в отношении предела текучести и испытания на загиб в холодном состоянии, если это не оговорено в стандарте. Обычные требования к механическим свойствам стали (предел прочности, относительное удлинение), а также к химическому составу стали (углерод, кремний, марганец, сера и фосфор) являются обязательными для всех марок стали, предназначенной для изготовления рассчитываемых элементов конструкций. Требования к минимальной величине ударной вязкости при отрицательной температуре предъявляют для особо ответственных конструкций. При заказе стали указывают, что сталь идёт для сварных конструкций.

В заявках следует ограничиваться небольшим сортаментом стали. Элементы, мало отличающиеся по толщине и другим размерам друг от друга, особенно если они разных марок стали, мо¬гут внести путаницу в изготовление стальных конструкций. Очень важно, чтобы сварка производилась соответствующими электродами и строго по технологии для данной марки стали. Ошибки в сварке ведут к появлению трещин, которые могут быть не обнаружены при контроле на заводе или монтаже, а выявиться при эксплуатации.

В радиостроительство внедряются алюминиевые сплавы, основными достоинствами которых являются малый удельный вес, большая коррозионная стойкость, позволяющая отказаться от защитных покрытий, высокая прочность и вместе с тем лёгкость обработки. Недостатки алюминия — низкий модуль упругости (7000 сравнительно с 21 000 кг/мм2 у стали) и высокий температурный коэффициент линейного расширения (24,0 * 10-6 сравнительно с 11,2 * 10-6 у стали) — ограничивают область его применения в конструкциях, к которым не предъявляют требований большой жёсткости и небольших деформаций при изменении температуры, например в устройствах ультракоротковолновых антенн.

Для оттяжки мачт применяют стандартизированные стальные канаты из оцинкованной по группе СС проволоки с пределом прочности при растяжении 120—180 кг/мм2. Канаты из проволок с более толстым цинковым покрытием по группе ЖС применяют в загрязнённой химически активными веществами атмосфере. В большинстве случаев канаты должны быть из проволоки марки 1 и лишь для особо ответственных целей — из проволоки марки В (высшей). Чаще всего применяют канаты спиральной свивки (жёсткие), а гибкие шестипрядные канаты — тросы (с органическим сердечником) — для оттяжек невысоких мачт, если в канат врубают орешковые изоляторы, проще всего закрепляемые в петле сплёткой.

Наиболее прогрессивным методом соединения элементов стальных конструкций является автоматическая и полуавтоматическая сварка, позволяющая повышать производительность труда и снижать расход электроэнергии на единицу веса конструкций. Монтажные соединения осуществляют на болтах обычных и высокопрочных. Сварку применяют на монтаже при укрупнении элементов, поступающих с завода россыпью.

Опорные шарниры, арматуру изоляторов изготавливают из литой стали марки Л35 и Л45 и только для особо ответственных и тяжело нагруженных деталей, а также для облегчения их веса, - из стали, легированной никелем, ванадием, молибденом и др.

Источник: Антенно-мачтовые сооружения. Савицкий А.Г. - М. 1962г.


12.10.2009

Архив новостей