ГлавнаяНовостиКонтактыОбратная связь

Эксплуатация стальных конструкций


Для наблюдения и хорошего ухода за стальными конструкциями необходимы тщательная приемка, исчерпывающая техническая документация с нанесенными ни исполнительные чертежи всеми отступлениями от проекта, замена деталей и т.п., инструкций по уходу за особыми видами конструкций и по пользованию специальными измерительными приборами.

В проектах мачт на оттяжках должны быть таблицы величин предварительного натяжения канатов при различной температуре воздуха, а в проектах башен – величина натяжения гибких раскосов, снабженных стяжными муфтами (стяжками), с помощью которых в процессе эксплуатации должно регулироваться натяжение и геометрическое положение башни.

Измерительные приборы, динамометр и др. должны иметь паспорта, включающие градировочные (тарировочные) кривые или таблицы, выданные поверочной лабораторией.

Во время приемки стальных конструкций мачт и башен предъявляют исполнительную документацию по геодезической проверке, включающую данные о действительном положении осей мачт, поясов и граней башен, абсолютных отметок фундаментов и якорей. Эти материалы с течением времени являются исходными для суждения о положении конструкции и косвенно – о качестве ухода за ней.

Данные об эксплуатации сооружений очень полезны для проектных организаций, потому что они позволяют судить о степени приближения принятой в расчетах схематизации и принимать меры к совершенствованию конструкций.

На одну мачту, башню или группу однотипных конструкций составляют журнал, в который заносят все основные данные о конструкции, величины предварительных натяжений канатов мачт и гибких тяг башен, геометрическое положение (отклонение) осей ствола, стержней и пр.

В каждой конструкции намечают наиболее уязвимые для преждевременного разрушения места, например канаты у зажимов и якорей; перемычки между проводами секций полотен антенн; детали, в которых сконцентрировано много сварных швов в одном месте; сварные детали оттяжек, составленные к тому же из частей различной толщены и др. Особое внимание обращают на канаты и механические детали оттяжек высоких мачт, потому что они наиболее часто подвергаются вибрациям при ветре. Чаще всего проволока канатов обрывается у муфты и зажимов, в местах присоединения другого каната, у изолятора в оттяжке и т.п.

Первые шесть месяцев после окончания монтажа конструкций наблюдение за ними проводят один-два раза в месяц, следя во время осмотра за состоянием сварных швов, натяжением болтов в монтажных соединениях и прямолинейностью тяжело нагруженных стержней. Ослабленные болты и заклепки определяют по дребезжанию при ударе по ним молотком весом 0,2-0,25 кг. Трещины у сварного шва могут быть обнаружены по трещинам на краске.

При обнаружении дефектов, исправление которых может быть осуществлено с применением сварки, особое внимание должно быть обращено на возможность сварки конструкций, на которые в технической документации отсутствуют сертификаты на основной металл или изготовленных из стали зарубежного производства. В этих случаях сначала знакомятся с сертификатами на металл, а при отсутствии их с очищенного от краски и ржавчины места берут стружку, определяют химический состав стали и после этого решают вопрос о допустимости, а затем и о технологии сварки.

Обнаруженные при просмотре погнутые или искривленные стержни или детали тщательно осматривают для установления причины появления дефекта. Стрелу прогиба стержня замеряют; характер и размеры дефекта детали зарисовывают и измеряют. Если последующим осмотром установлено увеличение размеров дефекта, то стержень (деталь) разгружают постановкой параллельно ему другого, равнопрочного дефектному.

Необходимость регулировки гибких раскосов башни устанавливается по результатам геодезической проверки положения конструкции: если отклонения выходят за пределы допусков на монтаж, то такая регулировка необходима. Натяжение раскосов измеряют ключом с динамометром или другим измерительным прибором.

Для восстановления проектного положения башни, отклонение от которого произошло вследствие неравномерной осадки фундамента, приподнимают домкратами один пояс (ногу) или грань. Для этого сначала слегка отвинчивают гайки анкерных болтов, а затем под опорные части ставят прокладки и затягивают болты. Наблюдения за такой башней учащают.

В задачи обслуживающего персонала входит: осмотр, повторное нанесение защитных покрытий канатов, регулирование оттяжек мачт для поддержания заданной величины предварительного натяжения и приведения ствола мачты в положение, диктуемое техническими условиями на монтаж. В начале эксплуатации тяжение оттяжек регулируют чаще, пока вытяжка канатов не прекратится.

Весной проверяют величину сопротивления защитного заземления и надежность присоединения к нему катушки стекания атмосферных зарядов, грозозащитных разрядников, вводов антенн и др.

При осмотре антенн-мачт особое внимание обращают на зажимы, соединяющие разные металлы, например медь – алюминий или медь – сталь, на оплетки, рессоры для гашения вибрации проводов и др. поврежденные прокладки в арматуре возобновляют, оборванные проволоки в проводах и канатах заправляют внутрь и место обрыва обматывают мягкой проволокой. При числе оборванных проволок более 25% или двух в канате из семи жил его заменяют.

Срок службы стальных конструкций зависит, главным образом, от своевременной окраски и ее качества. Грунтовка, например свинцовым суриком на натуральной олифе по хорошо очищенной поверхности может находиться в хорошем состоянии, не требующем возобновления в течение 20-30 лет. При плохом качестве малярных работ через 1,5-2 года начинает появляться ржавчина, отслаивание краски и т.п., что требует нанесения повторного защитного покрытия.

Признаками разрушения краски являются: обнаружение первого (другого цвета) слоя краски, местные вспучивания, трещины, отслаивание пленки, вздутия и пузыри, заполненные ржавчиной.

При окраске соблюдается следующая технология: очистка, грунтовка очищенных до металлического блеска поверхностей, если ранее наложенный грунт пришел в негодность, замазка щелей, пазух и швов и окраска в два слоя.

Источник: Антенно-мачтовые сооружения. Савицкий А.Г. - М. 1962г.


21.09.2009

Архив новостей